Почему пирамида Маслоу уже не работает

Время на прочтение: 5 мин.

Она нуждается в обновлении

Почему пирамида Маслоу уже не работает

Популярная идея известного психолога Абрахама Маслоу состоит в том, что у всех нас есть иерархия потребностей: когда базовые физиологические потребности и потребность в безопасности удовлетворены, мы хотим любви и чувства принадлежности, затем следует самоуважение и престиж и, наконец, потребность в самореализации. Но эта пирамида была построена более полувека назад, и недавно психологи пришли к выводу, что она нуждается в обновлении.

Конечно, когда основные потребности не удовлетворены, сложно думать о чем-то еще. Если на работе вам платят гроши и вы ночами не спите, думая, как прокормить семью, вряд ли вы будете размышлять о самореализации.

Но Маслоу создал свою пирамиду во времена, когда многие рабочие места в производственной экономике не отвечали базовым потребностям и требованиям безопасности. Сегодня все больше компаний работают в сфере экономики знаний и экономики услуг. Они не просто удовлетворяют базовые потребности, а соревнуются за наиболее комфортные рабочие условия (с 1984 по 2011 г. компании, победившие в этой гонке, превосходили конкурентов по прибыли на 2,3–3,8% в год).

Вопрос о выживании уже не стоит. Но, после того как нижний уровень потребностей пройден, пирамида Маслоу разваливается. Люди не всегда сначала стремятся к любви, а потом – к престижу и достижениям. И они не ждут, пока эти потребности будут удовлетворены, прежде чем начать стремиться к личностному росту и самовыражению.

Если бы Маслоу сегодня создавал свою пирамиду с нуля, пытаясь объяснить, что мотивирует людей к работе, кроме базовых потребностей, как бы она выглядела?

Ценность карьеры – в работе, обеспечивающей независимость, которая позволяет использовать свои сильные стороны и способствует обучению и развитию. Она лежит в основе внутренней мотивации.

ЧИТАТАЙТЕ ТАКЖЕ:  10 проверенных способов выглядеть умнее

Ценность коллектива – в людях и чувстве уважения, заботы и признания. Она движет нашими отношениями и ощущением принадлежности.

Ценность дела – в цели: вы верите, что делаете что-то полезное, идентифицируете себя с миссией компании и меняете мир к лучшему. Она – источник гордости.

Эти три группы составляют так называемый психологический контракт – незадокументированные ожидания и обязательства между сотрудниками и работодателями. Когда контракт выполняется, люди полностью отдаются работе. Но когда он нарушается, люди испытывают меньше преданности делу, их результаты становятся ниже.

Раньше организации строили всю культуру вокруг только какого-то одного аспекта: либо отличной карьеры, либо дружного коллектива, либо значимого дела. Но, как выяснилось, люди хотят большего. В последнем опросе больше четверти сотрудников назвали важными все три мотиватора. Им нужна и карьера, и коллектив, и дело. И 90% наших сотрудников указали в качестве важных минимум два из этих трех мотиваторов.

Характерны ли определенные мотиваторы для конкретных людей или профессий?

В разных возрастных группах приоритеты похожи. Вопреки распространенному мнению, что миллениалов больше заботит смысл и цель работы, молодых людей дело волнует немного меньше, а карьера – немного больше, чем их старших коллег. Люди старше 55 лет – единственная группа сотрудников, для которых дело значит больше, чем карьера и коллектив. Это согласуется с тем, что в середине жизни люди начинают больше задумываться о пользе для общества и меньше – о собственном успехе.

Но в целом разница между возрастными группами ничтожна. И это справедливо не только для этой группы. В национальном репрезентативном исследовании американцев разных поколений представители поколения Y, беби-бумов и поколения Х продемонстрировали одинаковые основные рабочие ценности – и одинаково расставили их в порядке важности.

ЧИТАТАЙТЕ ТАКЖЕ:  31 Mотивирующая цитата на каждый день

Мы обратились к профессиям. «Если бы не люди, – писал Курт Воннегут, – мир был бы раем для инженеров». Как показало исследование, это неверно. Нашим инженерам небезразличен коллектив, они присвоили этому мотиватору 4,18 балла по шкале от 1 до 5. Как и в случае с возрастом, представители разных профессий считают карьеру, коллектив и дело одинаково важными. Специалисты по продажам и маркетингу чуть больше ценят карьеру и коллектив, чем сотрудники профильных подразделений и технических служб, но ненамного.

Наши данные показывают: большинство из нас стремятся к карьере, хорошему коллективу и значимому делу одновременно. Это важные мотиваторы независимо от того, 20 вам лет или 60, работаете вы инженером или сотрудником отдела продаж, в Швеции или Бразилии, Сингапуре или США.